Для начала разберем куб. Ничего проще для отображения объекта в перспективе наверное нет. Итак, нам понадобятся бумага (А4) и карандаш. Можно конечно воспользоваться и нашим обычным "крестом", но в данном случае (вы ведь уже достаточно тренировались с уроками 4 и 5? Ехидно так спросил.) нам он не понадобится. Более того, настоятельно рекомендую в этом уроке обойтись без вспомогательных перекрещивающихся линий. Это конечно совсем не похоже на то что у нас творилось на пятом уроке, но то было необходимо. Подобные технические тренировки позволяют лучше понять технологию отображения сложных линий и взаиморасположения предметов и их составляющих.
1. Нарисуем квадрат размером примерно 4 х 4 см. (Примерно! От руки и без линейки!) 2. Добавим еще пару линий как показано на рисунке 1.2, но так, чтобы линии были несколько меньше параллельно им близлежащих (ненамного) 3. Ну и конечно же соединим их должным образом (рис. 1.3) 4. При перерисовке можно добавить получившемуся кубу немного большей правдоподобности, скрыв "невидимые грани" или сделав их более тонкими (рис. 2) Ну что? Просто и скучно?! Ну да посмотрим что вы скажете дальше. Возьмем для примера более сложную фигуру, где есть и четырехгранник, и цилиндр, и конус (рис. 3) вид соответственно с боку и сверху. Причем заметьте, на виде сбоку объект заключен в рамку! Да только это не рамка, а вспомогательный контейнер размеры которого совпадают с максимальными размерами нашего объекта. А теперь к делу! Придадим нашему объекту объем! 1. Изобразим вспомогательный контейнер в перспективе, уменьшив практически до безобразия его дальнюю часть (рис. 4.1) и разделим одну из его сторон на две равные части (тот же рис. 4.1), затем ближнюю долю на три равные доли, а дальнюю на две. А затем и еще немножко поделим одну из дальних долей на восемь равных частей. Зачем все это? А затем, что наш объект можно логически расчленить на две равные доли, каждая из которых будет содержать одну третью часть одного вида фигуры, а две третьих другой. Т.е. Дальняя от нас доля – это одна третья часть - кажется это называлось когда-то тетраэдром (такой объемный параллелепипед), а вторая часть – цилиндр. Но две абсолютно равные части какого либо объекта в перспективе будут иметь разный графический размер, т.к. более удаленная часть должна иметь меньшие размеры! Вот мы и будем изворачиваться создавая "правдоподобную" перспективу! И так! 2. Очертим на нашем контейнере плоскости 2, 3, и 4 (см. рис. 3), причем с положенными отступами (рис. 4.2). Обратите внимание что плоскость 4 немножко смещена от полагающейся ей третьей части объема. Подобное захватническое поведение создает дополнительное ощущение объема, по причинам на которых мы заостряли внимание в начале урока. К стати плоскости 2 и 3 лучшим поведением не отличаются. 3. На плоскостях 1, 2, 3 и 4 отметим знакомые нам полукруглые штрихи для прорисовки кругов, а на плоскости 5 найдем середину, нарисовав диагонали, для нашего конуса. Для правильного пространственного расположения полукруглых штрихов необходимо зрительно определить соотношение размеров плоскостей 1, 2, 3, или 4 (они ведь все одинаковы) и размеров кругов, а затем на контейнере (рис. 4.2) отмечать штрихи сообразуясь именно с соотношениями размеров, а не с размерами. 4. Нам осталось лишь соединить штрихи для получения кругов, круги для получения цилиндров и дорисовать конус. Тетраэдр-то у нас уже и так готов! (рис. 4.3) Но будьте осторожны! Соединяя круги обратите внимание на то, что соединительные линии проходят по касательной к кругам, а не к отмеченным ранее полукруглым штрихам! Ну вот практически и все! Осталось только перерисовать получившийся супер объемный объект, скрывая невидимые грани, ну и возможно добавить к нему теней (рис. 4.4). А вот тут-то и еще один секрет эффектности изображений! Размеры солнца (уж извините за лирическое отступление) горааааздо больше размеров любого из предметов! А потому тень от солнца имеет несколько коническую форму, да и та коническая форма имеет разную освещенность в силу того, что КАЖДАЯ точка источника света светит ВО ВСЕ СТОРОНЫ! Вот что примерно при этом получается (рис. 5) Почему именно солнце?! Есть конечно и другие источники света. Лампочка, например. Ее тень получится тоже конической, но только конус будет направлен в другую сторону. Но вот солнце всегда предпочтительнее. И подсознательно человек улавливает эти различия, а потому рисунок 4.4 создает подсознательно более "радужное" настроение в силу того, что (опять же подсознательно) предугадывается солнечная погода и солнечный же свет. А кто не любит солнце?! Нужно ли думать о таких мелочах? Нужно! Вы художник! Творец! А не ксерокс! Даже фотографии у хороших художников никогда не будут похожи на ксерокопии, потому как они думают, а вернее чувствуют все то, что влечет за собой настрой, настроение, притягательность. Если в вас не воспитаны такие чувства, то их нужно воспитать продумывая подобные детали и многие другие. Вот теперь все, с изобразительной частью урока. вот если только еще парочку примеров (рис. 6) Упражнения.
Вы много раз уже рисовали круги, квадраты и более изощренные фигуры. Но что за этим кроется?! А вот что! Сначала вступает в дело воображение, т.е. даже если вы об этом не задумываетесь ваше сначала ваше воображение проделывает все то что вы хотите сделать, в том числе и что-либо нарисовать. А потом уже ваша рука старается изобразить то, что наваяло ваше воображение. Ваше воображение безупречно?! А давайте проверим?
Упражнение 1
Закройте глаза. Мысленно нарисуйте ПРАВИЛЬНЫЙ КРУГ С ЧЕТКИМИ ГРАНЯМИ! А ведь уже с трудом получается, а?! Но это еще не все. Специально для оптимистов: А теперь вообразите на этом круге аккуратную, маленькую светящуюся точку и заставьте ее двигаться против часовой стрелки с заданной равномерной скоростью! А?! Ну как?! А в другую сторону? А одновременно меняя размер круга? А Представить куб плавно вращающийся, то приближающийся к вам, а то удаляющийся? Что, хватит? Если нет, то можете добавить фигур в картину и заставить их взаимодействовать. И не забывайте о игре теней в игре вашего воображения! Довести подобные тренировки надо до такого состояния, когда вы сможете сами себе демонстрировать что-то вроде мультфильмов на сон грядущий. К стати, помогает засыпать. Что, немного смахивает на шизофрению?! Ага! А кто сказал что художники нормальные люди?
Упражнение 2
Представьте плавную, с парочкой изгибов линию и постарайтесь наиболее точно отобразить ее на бумаге. Если получилось, усложните конфигурацию линии или изобразите что-либо объемное. Ну вот и все. До следующего урока и удачи!
|