АБСТРАКЦИОНИЗМ — направление в искусстве XX в., в котором
произведение выстраивается исключительно из формальных элементов: линия,
цветовое пятно, конфигурация. Возник в 1910-х гг., после Второй мировой
войны стал доминирующим направлением в искусстве стран Западной Европы и
Северной Америки. Крупнейшие представители: В. В. Кандинский, К. С.
Малевич, П. Мандриан, Р. Делоне, Ф. Купка.
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ — течение абстрактной живописи, возникшее в
период между 1933 и 1945 гг. в Америке на основе европейских стилей. В
этом названии объединились два различных направления Action Painting
(живопись действия) и Color Field Minting (живопись цветовых
пространств). Цветовая гамма и игра красок являются общим признаком для
обоих направлений. Крупнейшие представители: Д. Поллок, В. Де Кунинг, X.
Хофман, А. Горка, Р. Мазеруэлл, М. Ротко, Ф. Клайн.
АВАНГАРДИЗМ — понятие, определяющее экспериментальные, новаторские,
модернистские начинания в искусстве. На разных этапах в качестве
первооткрывателей выступали разные направления.
АКАДЕМИЗМ — направление, образовавшееся в художественных академиях
XVI—XIX вв., основанное на академизации (превращении в норму, образец и
основу) художественной школы какого-либо направления.
АМПИР — стиль 1-й трети XIX в. в странах Европы, завершающая фаза эволюции классицизма.
АНДЕРГРАУНД — подпольная культура как составная часть так называемой
контр культуры. Возник в США. В СССР стал обозначением сообществ
художников, представляющих не признанное властями искусство.
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО — искусство античной эпохи Древней Греции и тех
стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под
определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции:
эллинистических государств, Рима, этрусков, скифов, фракийцев, галлов и
др. Обладает общностью репертуара тем, мотивов и форм, эстетического
идеала.
БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА — возникла в 1830-1860-е гг. во Франции.
Крупнейшие представители: Ж. Дюпре, Т. Руссо, Н. Диаз, де ла Пенья.
Строили полотна на сочетании реалистически запечатлеваемого обыденного
пейзажного мотива и возвышенно-романтического восприятия природы в
целом.
БАРОККО — стиль, зародившийся в конце XVI в. в Италии, в Европе был
распространен до начала XVIII в., в Латинской Америке, отчасти в
Северной Америки и Азии — в XVII—XVIII вв. Основополагающая черта —
синтетичность. Искусство барокко отличается пышностью, взвихренностью,
экзальтацией образов.
БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ» — объединение московских художников (1910—1916),
обращавшихся к живописно-пластическим исканиям в духе творчества П.
Сезанна, фовизма и кубизма, лубка и народной игрушки. Крупнейшие
представители: В. Д. и Д. Д. Бурлюки, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн,
М. Ф. Ларионов, И. И. Машков, Р.Р. Фальк и др.
БИДЕРМЕЙЕР, бидермайер — стилевое направление в искусстве Германии,
Австрии, ряда стран Центральной и Восточной Европы в 1815—1848 гг.
Отражало вкусы бюргерской среды. Крупнейшие представители в живописи: Г.
Ф. Керстинг, Л. Рихтер, К. Шпицвег, М. Швинд, Ф. Вальдмюллер, И.
Томинц.
БУНДЗИНГА — японская школа живописи тушью, возникшая вконце XVII в.
Крупнейшие представители: Тайга Икэно, Бусон Еса, Тэссай Томиока.
ВЕРИЗМ — направление в итальянской живописи конца XIX в., его
принципы сформировались под влиянием теории французского натурализма.
Крупнейшие представители: Ф. П. Микетти, Дж. Пеллицца да Вальпело, В.
Вела.
ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс, — одна из величайших культурно-исторических
эпох. Началась в Италии в ХШ в. и уступила место барокко в конце XVI в.
Характеризуется кардинальными сдвигами в ориентации и содержательном
пафосе культуры и искусств, провозглашением реального мира и человека
как высшей ценности. Проторенессанс — начальный период (1260/1280—1320).
Крупнейшие представители: Джотто, П. Каваллини, А. Ди Камбио, Н. и Дж.
Пизано. Раннее Возрождение (около 1401/1420 —около 1500) — время
формирования и утверждения ренессансных принципов. Ведущие школы этого
времени — флорентийская, венецианская, феррарская, умбрийская. Высокое
Возрождение — период наивысшего подъема. Крупнейшие представители: Л. Да
Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан. Позднее Возрождение
(152O/I54O—159O) — завершающий этап. Крупнейшие представители:
Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто, Палладно. Плеяда выдающихся
мастеров Возрождения работала в 1-й половине XVI в. в Германии: А.
Дюрер, X. Хольбайн Младший и др. Кульминацией национальной линии в
нидерландском искусстве стало творчество П. Брейгеля Старшего.
Возрождение оказало определяющее воздействие на все последующее развитие
европейского искусства.
ГИПЕРРЕАЛИЗМ — направление в европейском и американском искусстве
I960—1980-х гг., использующее цветную фотографию или муляж для
воспроизведения отдельных фрагментов Действительности. Крупнейшие
представители: Д. Эдди, Р. Эстес, Р. Гоинго, Р. Коттингем, Б. Шонцай. М.
Морли, Ч. Клоуз, Д. де Андреа, Д. Хэнсон.
ГОТИКА — стиль, возникший в середине XII в. Сменила романский стиль, в
XV—XVT вв. уступила место Возрождению. Унаследовала и развила
религиозно-культовый иерархический характер, иррационализм и символ и
коаллегорический характер мышления. Ее черты: органическая связь
изобразительного искусства с архитектурой и интерьером, сложность и
ритмическое богатство композиции, одухотворенность и возвышенность
образов. Поздняя готика («пламенеющая», или интернациональная,
«перпендикулярный стиль») вместе с усложнением и подчеркнутым
вертикализмом декора вносит черты индивидуальности, большей интимности и
светской нарядности.
ГОХУА, чжунгохуа — традиционалистское направление в китайской живописи,
возникшее на рубеже XIX-XX вв.; живопись минеральными и растительными
водяными красками и черной тушью, для нее характерно применение
выработанных в древности приемов и сохранение традиционных средневековых
жанров.
ГРАФФИТИ — движение в искусстве, возникшее в молодежной культуре США и
распространившееся в Европе 1960—1970-х гг. Граффити — искусство улиц, и
художники, в основном молодые люди, используют в качестве живописного
материала разноцветные спреи (краски в баллончиках). Роль холста играют
стены зданий, общественный транспорт, заборы. Некоторые представители
этого направления рисуют разноцветными мелками, например Кейт Харинг.
ГУН-БИ — в классической средневековой живописи и современной
традиционалистской китайской живописи гохуа одна из двух (наряду с се-и)
дополняющих друг друга манер; основана на тончайшей графической
проработке деталей, ясной читаемой линии.
ДАДАИЗМ —движение, возникшее в Цюрихе в 1916 г. в среде эмигрантов.
Интеллектуальный бунт. Крупнейшие представители: М. Дю-шан, Ф. Пикабия,
X. Арп, М. Эрнст, К. Швиттерс.
ДЕКАДЕНСТВО — собирательное обозначение для нетрадиционных явлений в
искусстве 2-й половины ХГХ — начала XX в. Характерные черты — настроения
упадка, мотивы смерти и небытия, культ красоты, неограниченной свободы
личности и творчества.
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО — 1) искусство Древней Руси (IХ-ХШ вв.),
начальный этап развития средневекового русского искусства, время его
сложения, христианизации и первого расцвета. Послужило образцом и базой
для развития русской, украинской, белорусской художественных школ
XIV-XVI1 вв.; 2) средневековое русское искусство (IX-XVII вв.).
ЁГА — направление европеизированной живописи маслом в форме станковых
картин, сложившееся в японской живописи последней трети ХГХ в.
параллельно со средневековой художественной традицией нихонга. Широко
использует различные элементы европейской изобразительной системы.
ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ — тип древнего и средневекового орнамента, восходящий к
тотемному почитанию зверя-прародителя. Был распространен у скифов,
саков, алтайцев, фракийцев, сарматов в I тыс. до н. э., у кельтов и
германцев — в 1 тыс. н. э., в средневековом русском искусстве (главным
образом в книжной миниатюре).
ИМПРЕССИОНИЗМ — направление в искусстве в I860 — начале XX в. Его
представители стремились непредвзято и естественно запечатлеть
окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости,
передать свои мимолетные впечатления. Крупнейшие представители: Э. Мане,
К. Моне, О. Ренуар, А. Сислей. К. Писсарро, П. Сезанн, Э. Дега, Б.
Морнзо, А. Гийомен, Э. Буден, Дж. Уистлер, М. Либерман, Л. Коринт, К. А.
Коровин, И. Э. Грабарь, О. Роден, П. П.Трубецкой.
КАНО — японская школа живописи, развивавшаяся на протяжении 2-й
половины XV—XX вв. Развивала приемы школы Тоса и традиции монохромной
живописи. Крупнейшие представители: Кано Масано-бу, Кано Мотонобу, Кано
Эйтску.
КАРАВАДЖИЗМ — художественное направление, характерное для начального
этапа развития реалистической живописи XVII в. Основная черта —
монументализаиня обыденного мира с помощью светотеневых контрастов.
Создано Караваджо и его последователями: О. Джентилески (Италия), X.
Тербрюгтен (Нидерланды), X. Риберой (Испания).
КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - направление в современном искусстве, широко
применяющее движущиеся конструкции и другие элементы динамики;
оформилось во 2-й половине XX в. в СССР в 1960-х гг действовала группа
кинетистов «Движение».
КЛАССИЦИЗМ — стиль и направление в искусствеXVII — нач. XIX вв.,
обратившееся к античному искусству и искусству Высокого Возрождения, как
к образцу. Ему присущи уравновешенность, четкость, пластическая ясность
и гармоничность. Крупнейшие представители: в живописи — Н. Пуссен, Ш.
Лебрен, К. Лоррен, Ж. Л. Давил, Ж. О. Д. Энгр; в русской скульптуре — М.
И. Козловский, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Мартос.
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, концептуализм — направление в авангардизме,
возникшее в (960-х гг. Особенность состоит в отказе от воплощения идеи в
материале. Концептуалистские объекты существуют в виде набросков,
проектов, текстов; предметом созерцания является мысленная форма.
Наиболее влиятельное объединение — английская группа «Искусство-язык».
КОСТУМБРИЗМ — в искусстве Испании и Латинской Америки XIX в.
направление, пробужденное ростом национального самосознания. Характерно
бесхитростное, точное, любовное воспроизведение быта, нравов, типов
людей, природы, городских и сельских улиц и интерьеров, идилличность и
нотки иронии. Крупнейшие представители: В. П. де Ландалусе, Р. Торрес
Мекдес, X. А. Аррьета.
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — направление в искусстве Европы и Америки,
возникшее в середине XIX в. Ориентированно на непосредственное
изображение повседневной жизни людей. Крупнейшие представители: О.
Домье, П. Гаварни, Г Курбе, Ж. Ф. Милле, К. Менье, А. Менцель, В.
Лейбль, М. Мункачи.
КУБИЗМ — направление во французском искусстве в 1900—1910-х гг
Характерно преобладание в картинах прямых линий, граней и кубоподобных
форм. Крупнейшие представители: П. Пикассо и Ж. Брак. Наиболее известные
группировки — «Бато Лавуар» и «Золотое сечение».
МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО — стиль, сформировавшийся в результате слияния
художественных традиций Арабского халифата, берберов и вестготов. В
орнаментах виртуозно исполненные сложные композиции геометрических и
растительных узоров, надписей отличаются многообразием форм и вариантов,
изысканным сочетанием линеарной графики и цветовых акцентов.
МАККЬЯЙОЛИ — течение в итальянской живописи 1860-1880-х гг. Название
дано за манеру письма свободными красочными пятнами. Крупнейшие
представители: Т. Синъорини, Дж. Фаттори, С. Лега.
МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ — условное обозначение голландских живописцев XVII
в., называемых так в связи с камерных характером творчества и небольшим
размером картин.
МАНЬЕРИЗМ — течение в европейском искусстве 1520—1590-х гг.,
выдвинувшее положение о внутренней идее как основе художественного
образа; внешнее ее выражение — сумма определенных стилистических приемов
(«прекрасная манера»). В стилевую систему «манеры» входят
антиклассические начала (вытянутость пропорций, иррациональность
пространственных и цветовых отношений, змеевидный ритм движения) и
канонизация сложных формул движения, почерпнутых у Рафаэля И
Микеланджело.
МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ - направление в итальянском искусстве,
возникшее в 1916 г. как реакция на радикальный антитрадиционализм
футуристов. Картины «метафизиков» полны намеков, ассоциаций,
литературных и мифологических отсылок. Крупнейшие представители: Дж. Де
Кирико, К. Карра, А. Савиньо, Л. Де Пизис, Дж. Моранди.
МОДЕРН — стиль в Европе и Америке в конце ХГХ — начале XX в. (другие
названия — ар нуво, югендстиль, сецессион, либерти, модернисмо).
Неразделенность жанров и видов искусства в рамках модерна приводила к
относительной несамостоятельности живописи, графики и скульптуры, к
возрождению типа художника-универсала. Для живописи модернизма
характерны плоскостность, орнаментальность целого с включенными в ткань
произведения иллюзионистическими и натуралистическими деталями.
Скульптура модернизма отличалась текучестью форм и причудливостью
силуэта. Получила распространение книжная и журнальная графика. В стиле
модерн работали участники группы «Наби», группы «Мир искусства» и др.
Крупнейшие представители: М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйар, П. Серюзье, Г.
Климт, М. А. Врубель, В. М. Васнецов, К. А. Коровин, Э. Мунк, Ф. Ходлер.
НАЗАРЕЙЦЫ — немецкие и австрийские художники, члены .Союза Св. Луки»
(1809), представители немецкой школы живописи эпохи романтизма.
Стремились воскресить средневековое религиозное искусство.
НАИВНОЕ ИСКУССТВО — одна из областей искусства примитива XVIII—XX вв.
Включает изобразительные виды народного искусства, творчество
художников-самоучек, самодеятельное искусство. Развивается в областях,
освоенных профессиональным искусством, но сохраняет собственные цели и
оригинальную методику.
НАТУРАЛИЗМ — направление в европейском и американском искусстве
последней трети XIX в., программно стремившееся к уподоблению
художественного познания научному. Способствовал становлению
критического реализма.
НЕОИМПРЕССИОНИЗМ — течение, возникшее во Франции ок. 1885 г. Придал
научно обоснованный характер приемам разложения сложных тонов на чистые
цвета и приемам письма раздельными мазками. Крупнейшие представители: Ж.
Сера, П. Синьяк.
НЕОКЛАССИЦИЗМ — термин, обозначающий различные направления в
искусстве, возникшие после классицизма XVII в., ориентирующие-
ся на классические образцы искусства Древней Греции, Древнего Рима и
Возрождения и имевшие целью сделать их критерием современного искусства.
Чаше всего термин «неоклассицизм-применяется для обозначения течения
внутри стиля модерн, раннего функционализма и раннего авангардизма
первой четверти XX в. Его характерная черта — отношение к античному и
ренессансному наследию как к высшей художественной норме.
НЕОПЛАСТИЦИЗМ — течение в архитектурно-художественном искусстве,
возникшее в 1917-1928 гг. в Голландии и связанное с журналом «Стиль»
(Лейден). Основоположник: П. Мондриан.
НЕОРЕАЛИЗМ — направление в искусстве Италии периода после Второй
мировой войны. Свойственно изображение жизни рабочих и крестьян, их
борьбы за свои права. Характерные формы экспрессивного реализма:
динамическая композиция, энергичная обрисовка объемов, насыщенный цвет.
Представители: Р. Гуттузо, Г. Мукки, 3. Треккани, Дж. Дзигайна, А.
Пиццинато.
НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ — обозначение широкой совокупности художественных
явлений в культуре XX в., связанных с непосредственной опорой на
традиции искусства, осознанных как пласт культуры, Противостоящий
авангардизму. Одно из крупнейших направлений XX в., а ряде стран
доминирующее. Яркие выступления неотрадиционализма — неоэнгризм П.
Пикассо {1910-е гг.), обращение к традиции А. Дерена, О. Дикса, К.
Kappa. M. Кампильи, объединение АХРР, соцреализм.
«НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ» — направление в искусстве Германии 1925-1933
гг., стремившееся противопоставить тревожной экстатичности
экспрессионизма объективное изображение реальности. Представители: Ж.
Гросс, О. Дике, А. Канольт, Г. Шримпф, Э. Вигенер, К. Гросберг, Г
Даврингхаузен.
НОВЕЧЕНТО — направление в искусстве Италии 1920-х гг., стремившееся
восстановить преемственность традиции. Из него сформировалось
официальное искусство фашистской диктатуры. Представители: Л.
Дудревилле, А. Фуни, П. Маруссиг, У. Оппи, М. Сирони.
НОВЫЕ ДИКИЕ — направление в американском и европейском искусстве
1970-1980-х гг., доведшее до предела принцип спонтанности, свободы от
любых правил и ограничений. Представители: Саломе, М. Дизлер, 3. Польке,
Г. Базелиц, Г. Пенц, И. Докупиль, И. Ваврин.
ОП-АРТ — направление, получившее широкое распространение в 1960-х гг.
Продолжало техническую линию модернизма, использовало зрительные
иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных
фигур. Представители: В. Вазарелли, Б. Райли, X, Р. Сото, Р. Анушкевич,
Л. Пунз, К. Крус-Диес.
ПЕРЕДВИЖНИКИ — члены российского демократического объединения
Товарищество передвижных художественных выставок (1870). Последователи
реализма, выдвинули программу народности искусства (изображение типичных
сторон и многогранных характеров социальной жизни, часто с критической
тенденцией). Организовывавшиеся ими выставки в разных городах России
были заметным явлением в культурной жизни. Последняя (48-я) выставка
состоялась в 1923 г. Крупнейшие представители: И. Н. Крамской, Г. Г.
Мясоедов, Н. Н. Ге, В. Г. Перов, К. А. Савицкий, И. Е. Репин, А. К.
Саврасов, И. И. Левитан, В. И. Суриков, В. М. Васнецов.
ПОП-АРТ — направление в живописи, распространившееся в США и Англии в
1950-е гг. Характерны использование и переработка образов массовой
культуры. Ознаменовал отказ от абстракционизма и переход к концепциям
нового авангардизма. Художники показывали новый механизированный мир,
представляя вещи как нечто прекрасное. Начало поп-арта было положено
деятельностью лондонской «Независимой группы». Международную известность
он приобрел в американском варианте: Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Э.
Уорхол, Дж. Розенквист, Р. Лихтенстайн, Р. Гамильтон, Т. Весселман, К.
Олденбург.
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ — собирательное Наименование нескольких направлений
французского искусства рубежа XIX—XX вв., декларировавших неприятие
эстетики импрессионизма и следующих за ним хронологически. Является
связующим звеном между искусством XIX и XX вв,
ПРЕРАФАЭЛИТЫ — группа английских художников и писателей XIX в.,
следующих идеалам искусства средних веков и Раннего Возрождения (до
Рафаэля). Членами «Братства Прерафаэлитов» являлись: Д. Г. Россетти, X.
Хант, Дж. Э. Миллес и др.
ПРИМИТИВИЗМ — широкая тенденция в искусстве конца ХГХ-ХХ вв.,
состоящая в следовании примитиву, наивному искусству Ее ориентирами
стали первобытное искусство, традиционное искусство народов Африки,
Океании, Америки, изобразительное творчество городских низов и
художников-самоучек. Характерные черты — непосредственность, яркость
выражения, красочность, простота формы. Крупнейшие представители: А.
Руссо, Л. Серафан, бабушка Моэеи, И. Генералич, Н. Пиросмани.
ПУРИЗМ — направление во французском искусстве 1920-х гг.;
декоративное по задачам, предельно строгое по формам. Крупнейшие
представители: А. Озанфан, Ш.-Э. Жаннере (Ле Корбюзье).
РЕАЛИЗМ — одна из основных тенденций развития мирового искусства,
предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические
формы: наивное жизнеподобие наскальных изображений древнейших эпох,
идеализация античного искусства, одухотворенность поздней готики и т. д.
Особенно интенсивен в искусстве Ренессанса. Реализм искусства XIX—XX
вв. отмечен социальной направленностью.
РИДЖИОИАЛИЗМ, регионализм — направление в искусстве США 1920—1940-х
гг., сосредоточившееся на изображении «подлинной Америки» и
вдохновлявшееся идеями национальной исключительности и самобытности
развития. Характерно подражание американским художникам-самоучкам
XVIII—ХIХ вв.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — первый после античности крупный художественный
стиль, объединивший в единое целое все виды искусства на огромных
территориях. Развитие его длится с XI в. до середины XII в. Иконография
росписей и рельефов четко определена. Характерны отвлеченность,
историческая строгость, плоскостность и упрощенность форм.
РОМАНТИЗМ — идейное и художественное движение в европейской и
американской культуре конца XVIИ — начала XIX в. Возник как реакция на
рационализм и самоуверенный оптимизм эстетики классицизма и философии
Просвещения. Характерны обращение к искусству до Рафаэля, аналогия
гения, вера во всемогущество художника. Крупнейшие представители в
живописи: Э. Делакруа, Т. Жерико, У. Блейк, И. Г. Фюссли, К. Д. Фридрих,
Ф. О. Рунге, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, А. А. Иванов.
САЛОННОЕ ИСКУССТВО — консервативное направление в художественной
культуре Европы и Америки XIX — начала XX вв., название получило
вследствие его поддержки со стороны парижских салонов. Общие признаки:
эклектизм творческого метода, опирающегося на нормы академизма и
позднего классицизма и использующего внешне воспринятые методы и приемы
романтизма, позднее реализма и натурализма; эффектная красивость
композиции и однозначность содержания; прямолинейность трактовки тем;
формальная завершенность; патетика; неприятие новаторского в искусстве.
Представители: Т. Кутюр, А. Кабанель, А. Бугро, Ж.-Л. Жером, Ф. Кормон,
Ш. Шаплен, Ф. Винтерхальтер, Э. Каролюс-Дюран.
САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО — особый тип массовой художественной
культуры (не профессиональной и не народной, традиционной): область
свободного художественного творчества автодидактов, самоучек, людей, не
имеющих профессиональной подготовки в искусстве, занимающихся
художественной деятельностью на досуге. Существовало всегда как
параллельный мир по отношению к профессиональному искусству, в
самостоятельную практику выделилось в XX в., когда появилась потребность
в специальной организации, поддержке самодеятельных художников. Имеет
широкую социальную базу.
СИМВОЛИЗМ — направление в европейском и русском искусстве на рубеже
ХIХ и XX вв. Мастера этого направления были едины в своих представлениях
об искусстве как символе непознаваемых сущностей, в поисках
неаллегорических способов выражения идеального начала. Характерные
черты: многозначность образа, игра метафор и ассоциаций. Возник как
реакция на ограниченность позитивистской эстетики и позднего реализма.
Крупнейшие представители: П. Пюви де Шаванн, Г Моро, П. Гоген, М. Дени,
Д. Г. Россетти, М. Клингер, Э. Мунк, А. Беклин, Ф. Ходлер, А, Райдер, М.
А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов, Н. К. Рерих, члены объединения
«Голубая роза».
СИНТЕТИЗМ — живописная система, возникшая в конце XIX в. во Франции.
Характеризуется декоративным обобщением цветовых пятен, суммарным
символическим характером образов, отказом от детализации изображений.
Крупнейший представитель: П. Гоген. Последователи: Понт-Авенская школа.
СОЦ-АРТ — одно из наиболее известных направлений советского искусства
1970— 1980-х гг., сложившееся в рамках так называемой альтернативной
культуры, противостоявшей государственной идеологии тех лет. Иронически
используя и гротескно перерабатывая расхожие символы и знаки
социалистической агитации, развенчивал в игровой, часто эпатирующей
форме их истинный смысл. С конца 1980-х гг. выходит на международную
арену. Политическая переориентация общества предопределила его закат.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - теоретический принцип и художественное
направление, занимавшее в СССР с середины 1930-х до начала 1980-х гг.
официальное господствующее положение. Имело целью утвердить в
общедоступной реалистической форме социалистические идеалы. Крупнейшие
представители: Н. А. Андреев, С. Д. Меркуров, И. Д. Шадр, В. И. Мухина,
Г. Г. Ряжский, А. М. Герасимов, Б. В. Иогансон, А. А. Дейнека, Д. С.
Моор, Кукрыниксы.
СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА — направление в русской иконописи конца XVI —
начала XVII в. Большинство икон этой школы создано московскими царскими
иконописцами, выполнявшими также заказы купцов Строгановых. Они
отличаются небольшими размерами, миниатюрностью письма, сложностью
композиции, фантастичностью пейзажных фонов. Известные мастера: П.
Чирин, Е. Москвитин, Истома, Назарий и Никифор Савины.
СУЙБОКУГА — японская школа живописи тушью, возникшая в конце XIV в.
на основе китайской монохромной живописи. Представители: Мокуан,
Дзесэцу, Сэссю, Сэссон.
СУПРЕМАТИЗМ — направление в авангардистском искусстве России,
основоположником которого является живописец К. С. Малевич,
разновидность геометрической абстракции. Представители: К. Л.
Богуславская, И. А. Пуни, И. В. Клюн.
СУРОВЫЙ СТИЛЬ — возник в России в конце 1950 — начале 1960-х гг.
Резко изменил установленное в рамках социалистического реализма
содержание сюжетно-тематической картины. Характерные черты:
монументализированные композиции, обобщенные лаконичные формы,
энергичный ритм, крупные цветовые пятна. Представители: Н. И. Андронов, А
В. Васнецов, Г. М. Коржев, В. И. Иванов. П. Ф. Никонов, Т. Т Салатов.
СЮРРЕАЛИЗМ — направление в искусстве XX в., избравшее источником
вдохновения сферу подсознания (сновидения, галлюцинации) и заменившее
логические связи свободными ассоциациями. Крупнейшие представители в
живописи: М. Эрнст, А. Масон, Ж. Арп, Дж. Миро, С. Дали, П. Блум, Р.
Магрит, П. Дельво, И. Танги.
ТАШИЗМ — течение, близкое к абстрактному экспрессионизму, живопись
действия, получившая распространение в 1940—1950 гт. Представители этого
направления создавали своеобразные композиции из хаотично расположенных
мазков и пятен. Представители: П. Сулаж, Ж. Матье, X. Хартунг, Ж. П.
Риопель, Ж. Базен, Э. Ведова, А. Йорн, К. Аппел.
УКИЁ-Э — в японской живописи и графике XVII-XIX вв. направление,
отражающее жизнь городского населения. Представители: X. Моро-нобу, К.
Утамаро, Т. Сяраку, К. Хокусай, А. Хиросигэ.
ФОВИЗМ, дикие — направление во французском искусстве начала XX в.
Характерные особенности: предельно интенсивное звучание открытых цветов,
сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в
обобщенный контур, сведение формы к простым очертаниям при отказе от
светотеневой моделировки и линейной перспективы. Крупнейшие
представители: А. Матисс, Ж. Брак, Ж. Руо, А. Дерен, А. фриез, А. Марке,
М. Вламинк, Р. Дюфи,Ж. Фландрен, К. ван Донген.
ФУТУРИЗМ — направление в Италии и России в начале XX в. Отвергал
традиционную культуру во всех ее проявлениях. Характерны
«энергетические» композиции с раздробленными на фрагменты фигурами и
пересекающими их острыми углами. Крупнейшие представители: У. Боччони,
К. Kappa, Л. Руссоло, Дж. Северини, Дж. Балла, Э. Прамполини, Ф. Деперо.
В России существовало направление кубофутуризма (Д. Бурлюк, О.
Розанова).
ЭКСПРЕССИОНИЗМ — направление начала XX в. Крупнейшие представители:
дрезденское объединение «Мост» (Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель, К.
Шмидт-Ротлуф, Ф. Блейль), Э. Нольде, М. Пехштейн, О. Мюллер; мюнхенское
объединение оСиний всадник» (В. Кандинский, Ф. Марк, А. Макке, П. Клее,
А. Явленский, Г. Кампендонк, А. Кубин).
ЮХУА — новаторское направление в китайской живописи; противостоит
гохуа; живопись масляш.1 м и красками с использованием приемов,
привнесенных с Запада.
ЯМАТО-Э — в изобразительном искусстве Японии X—XII вв.
самостоятельное, собственно японское направление, противостоявшее кара-э
(означает «китайская живопись»). Характеризуется Воспроизведением
сюжетов средневековых японских повестей, романов и дневников на свитках,
выразительным сочетанием четких силуэтов и ярких цветовых пятен,
вкраплением золотых и серебряных блесток.
|