Вторник, 30.04.2024, 06:21Главная | Регистрация | Вход

Категорії розділу

Міні-чат

Статистика

Яндекс.Метрика Проверка PR и ТИЦ
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входу

Лучшее на сайте

Іконопис книжкова мініатюра мозаїка фреска Выдающиеся художники Готика дадаизм ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО основные понятия Жанры изобразительного искусства Искусство Древнего мира средневековья Знаменитые памятники скульптуры Знаменитые памятники живописи и рис Архитектурные памятники и ансамбли Знаменитые памятники живописи и рис Искусство второй половины XIX и XX История Живописи Знаменитые памятники живописи и рис http://www.ex.ua/get/1570629 Українське образотворче мистецтво Архітектура та образотворче мистецт Kumi Yamashita Куми Ямашита тени Jelly Bean Эрик Даг Народная игрушка Візантійське мистецтво Пам'ятками романського зодчества романська архітектура Середньовіччя «Ізборник Святослава» «Бучацьке євангеліє» «Добрилове євангеліє» «Мстиславове євангеліє» «Остромирове євангеліє» «Юрієве євангеліє» Видіння Св. Бернарда Сандро Боттічеллі Таємна Вечеря Філіппіни Ліппі Брацлавщина Волинь Київщина класицизм рококо романтизму Архітектура Франції Стиль ампір Запорожець за Дунаєм Назар Стодоля Шевченко-художник витинанка Архітектура різних країн світу. Абстрактна композиція Секрет мистецтва графіки. интерьер Вчитель вчителю. Розробка з образот МОЗАЇКИ МОНУМЕНТАЛЬНЕ МИСТЕЦТВО. ЕСКІЗ ВІТР фрески диво спектаклю народжується диво спектаклю Простір і об'ємно-просторова форма Сюжетно-тематична композиція Акваріум в інтер'єрі Майстерня живописця Мальовничі гори Насиченість передача плановості

Поиск

Каталог статей
Главная » Статьи » Мої статті

Образотворче мистецтво

АБРИС — линейный (контурный) рисунок вспомогательного назначения (при колорировании, в процессе работы нал цветной литографией).

АКВАРЕЛЬ — водяные краски с растительным клеем в качестве связующего вещества и живопись ими.

АНАТОМИЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ — вспомогательная дисциплина в системе специального художественного образования; отрасль анатомии, изучающая свойства человеческого тела в зависимости от его внутреннего строения, основывающаяся на анализе мускулатуры и скелета.

AНФАС, фас — изображение портретируемого лицом к зрителю, спереди.

АППЛИКАЦИЯ — способ создания орнаментов и изображений путем нашивания, наклеивания на бумагу, ткань и т. п. разноцветных кусочков различных материалов другого цвета и выделки.

АРХЕТИП — в средневековой христианской эстетике исходный, начальный образ (священное лицо, событие), к которому восходит содержание образов христианского искусства (икон, росписей, миниатюр).

А СЕККО, секко — разновидность техники стенных росписей; выполняется по высохшей штукатурке красками, растертыми на растительном клее, яйце или смешанными с известью

АССИСТ — В средневековой живописи линии или орнаментальные молитвы, исполненные листовым золотом по высохшему красочному слою.

АСФАЛЬТ, битум — темно-коричневая прозрачная краска.

АТРИБУЦИЯ — установление в ходе комплексной научной экспертизы авторства произведения, места и времени его создания.

БЛИК — отблеск света, в шкале градаций светотени самое яркое световое пятно, лежащее на блестящих, выпуклых и выступающих поверхностях предметов.

ВАЗОПИСЬ — декоративная роспись керамических сосудов, выполняемая специальными красками и закрепляемая обжигом.

ВАРИАНТ — художественное произведение, сходное с другим произведением того же автора на ту же тему.

ВАЛЕР — оттенок тона, выражающий в соотношении с другими оттенками определенное количество света и тени.

ВЕНЗЕЛЬ — переплетенные между собой, как правило, прописные начальные буквы имени и фамилии, образующие своеобразный узор.

ВИНЬЕТКА — в книжной графике небольшая композиция декоративного назначения (орнаментальная или изобразительная, часто символического характера) в начале или в конце текста в качестве заставки или концовки.

ВИТРАЖ — произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала, изобразительная или орнаментальная композиция, рассчитанная на сквозное освещение.

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА - метод передачи удаления предметов на основе зрительного опыта, путем смягчения очертаний, ослабления детальности изображений, уменьшения яркости цвета и т. п.

ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ — техника живописи, где в качестве связующего вещества используется воск.

ВОХРЕНИЕ, охрение — в древнерусской живописи процесс постепенного высветления деталей лица или открытых частей тела.

ВЫРАЖЕНИЕ — воспроизведение средствами искусства внутреннего содержания явлений действительности (чувств, психологического состояния человека и др.); раскрывается через изображение и его декоративную структуру.

ГАММА — ряд взаимосвязанных оттенков цвета, создающих гармоническое целое и используемых при создании художественного произведения.

ГАРМОНИЯ — согласованность, соразмерность, единство частей и целого в художественном произведении.

ГОРИЗОНТ — в теории перспективы условная прямая, соответствующая видимому горизонту; может располагаться художником близ верхнего или нижнего края картины и быть соответственно высоким или низким.

ГОХУА, чжонгохуа — китайская национальная живопись минеральными и растительными водяными красками и черной тушью на шелковых и бумажных свитках, веерах, экранах, альбомных листах.

ГРАВИРОВАНИЕ— вырезание изображений, орнаментов, надписей на поверхности твердых материалов (металла, дерева, камня, стекла, линолеума, пластиков) резцами и другими инструментами; может создавать как углубленный, так и выпуклый рисунок.

ГРАВЮРА — раздел графики, включающий произведения (гравюры), исполненные посредством печатания с доски, обработанной различными способами гравирования. Разновидностями гравюры являются акватинта, ксилография, литография, офорт, политипаж, резерваж.

ГРАДАЦИЯ — последовательное, постепенное чередование, изменение цвета, тона, светотени; согласованное следование оттенков, вместе создающих гармоническое целое.

ГРАФИКА — вид изобразительных пространственных (пластических) искусств; связанный с изображением на плоскости: рисунок или отпечаток наносится на лист бумаги, иногда картона; различают станковую и книжную графику, по целевому назначению — прикладную (промышленную), экслибрис, плакат, по способу исполнения и возможностям воспроизведения — уникальную и печатную. Разновидностью графики является лубок — народная картинка.

ГРАФИЧНОСГЬ — художественное качество в пластических искусствах, связанное с использованием возможностей графики; лаконичная выразительность линии и светотени.

ГРИЗАЙЛЬ — однотонная, монохромная живопись, обычно имитирующая скульптурный рельеф, выполняет роль декоративной росписи или панно.

ГРОТЕСК — тип художественной образности, основанный на контрастном, причудливом сочетании фантастики и реальности, прекрасного и безобразного, трагического и комического.

ГРУНТ — 1) в живописи тонкий слой специального состава, наносимый поверх холста или дерева как основы с целью прилать поверхности нужные художнику технологические качества; бывает клеевым, масляным или эмульсионным; 2) в технике углубленной гравюры — слой кислотоупорного состава, которым покрывают металлическую доску перед началом работы

ГУАШЬ — краски для живописи, разводимые водой, от акварели отличаются наличием в составе белил, большей плотностью красочного слоя.

ДВИЖЕНИЕ — перемещение в пространстве; пластические искусства находят возможность внести движение в неподвижные композиции.

ДВИЖКИ, оживки, отметины — в технике древнерусской живописи белильные блики, завершающие пробелку и вохрение.

ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ - является частью архитектурного ансамбля или произведения декоративно-прикладного искусства, предназначена для украшения или подчеркивания конструкции и функции здания или предмета.

ДЕКОРАТИВНОСТЬ — качественная особенность произведения искусства, определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем, форма выражения красоты.

ДЕТАЛЬ — значащая подробность, характеризующая героя или среду бытия, может быть исполнена символического смысла.

ДЕФОРМАЦИЯ — отступление от воспринимаемой глазом натуральной формы, преобразование видимой формы.

ДИОРАМА — лентообразная, изогнутая в плане полукругом картина передним предметным планом.

ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО — в русской иконе предшествующее изображению лица и открытых частей тела изображение пейзажа, архитектуры, одежды.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА — при сопоставлении усиливают друг друга, при смешении обесцвечиваются.

ДОСКА — пластина или плита из металла, дерева и др., на поверхности которой выполняется гравюра перед процессом печатания.

ДОСКА ИКОННАЯ, лузга — специальным образом обработанная доска с углубленным средним полем — ковчегом, на котором писалась икона.

ДРАПИРОВКА — изображение ткани, свободно падающей или собранной в красивые складки.

ЖАНР — в теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету.

ЖИВОПИСНОСТЬ — яркость, выразительность; свойства художественного исполнения, характерные прежде всего для станковой живописи.

ЖИВОПИСЬ — вид изобразительных искусств, ее произведения создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность; явление мировой культуры, прошедшее на протяжении тысячелетий эволюцию от наскальных росписей палеолита до новейших течений, объединяющие разные этнические и культурно-конфессиональные миры; основные разновидности — станковая и монументальная.

ЖИВОПИСЬ НA ШЕЛКЕ — распространена главным образом в искусстве стран Дальнего Востока, ей присуща особая фактурно-пространственная выразительность.

ЖИВОПИСЬ ПО-СЫРОМУ, алла прима — разновидность масляной живописи, требующая окончания работы до подсыхания красок.

ЖУХЛОСТЬ — в масляной живописи ненормальные изменения в высыхающем красочном слое.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ КРАСОЧНОГО СЛОЯ — в масляной живописи работа по восстановлению прочности красочного слоя, начавшего отделяться от грунта или основы.

ЗАМЫСЕЛ — целостное представление художника об основных чертах содержания и формы художественного произведения до начала практической работы над ним.

ЗАРИСОВКА — рисунок с натуры, выполненный, как правило, вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или упражнения.

ЗНАТОЧЕСТВО — направление в искусствознании, поставило главной целью совершенствование методики атрибуции произведений искусства.

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ — пропорция, при которой одна из двух составных частей во столько раз больше другой, во сколько сама меньше целого; пропорции золотого сечения отражают фундаментальные закономерности образования и строения форм природы.

ИДЕАЛ — в пластических искусствах высший образец духовной и физической красоты, истины и добра, воплощенный в человеческом образе.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ — метод художественного обобщения, заключающийся в обработке натуральных наблюдений путем приближения их к идеальным прообразам.

ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — мысль, концепция художника, выражающая его отношение к миру и человеку.

ИЕРАТИЗМ — специфика канонических выразительно-стилевых приемов искусства древнего мира и средневековья; застылостъ изображений и т. п.

ИЗОБРАЖЕНИЕ — воспроизведение средствами искусства внешнего, чувственно-конкретного облика явлений действительности; в изобразительных искусствах основа художественного образа.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - раздел пластических искусств, выросших на основе зрительного восприятия и создающих изображения мира на плоскости и в пространстве: живопись, скульптура, графика.

ИКОНА — живописное (реже рельефное) изображение Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного писания, являющееся предметом поклонения в христианстве.

ИКОНОГРАФИЯ — система вариантов изображения определенного персонажа, лица и события, трактовки какого-либо сюжета.

ИКОНОПИСЬ — вид станковой религиозной (главным образом православной) живописи, обладающей специфическим сюжетным составом, материальной основой, техникой, приемами и методами исполнения; главной ее функцией было создание молельных образов, воплощающих сверхчувствительные представления в чувственно воспринимаемых формах.

ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ — украшение рукописной книги миниатюрами.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ — разновидность искусства, в основном художественной графики, имеющая целью сопровождение и образное пояснение текста.

ИНСТАЛЛЯЦИЯ — пространственная композиция, созданная художником из различных элементов: предметов быта, промышленных изделий и др.

ИСКУССТВОЗНАНИЕ— 1) комплекс наук о всех видах художественного творчества; 2) наука о пластических искусствах.

КАЛЛИГРАФИЯ — искусство красивого и четкого письма, сообщает ему декоративную красоту и образную графическую выразительность.

КАНОН — 1) совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы иконографии, пропорций, композиции, рисунка, колорита для данною типа произведений; 2) произведение, служащее нормативным образцом.

КАРАНДАШ — инструмент для рисования и письма; по материалу различаются графитный, свинцовый, серебряный, итальянский; сангина, пастель, уголь не имеют оболочки; чертежные, маркировочные, копировальные и т. д. имеют разное назначение.

КАРТИНА, холст, полотно — станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение и предназначенное для сосредоточенного восприятия, относительно изолирующегося от окружения; законченное произведение, в котором последовательно воплощен замысел автора; состоит из основы (холст, доска, картон и др.), на которую наносят грунт и красочный слой. Европейский тип имеет раму и подрамник, дальневосточный сохраняет форму свободно висящего развернутого свитка.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ — художественный музей, в котором экспонируются в основном произведения живописи.

КАРТОН — вспомогательный рисунок, точно воспроизводящий задуманную композицию или ее деталь.

КИСТЬ — основной инструмент для живописи, изготовляется из волоса или шерсти.

КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ — живопись, в которой связующим веществом служит животный или растительный клей.

КЛЕЙМО иконное — небольшая законченная композиция с самостоятельным сюжетом, являющаяся частью общего замысла иконы.

КОЛЕР — окраска, цвет.

КОЛЛАЖ — техника создания картины, при которой используются детали из плоских и объемных материалов.

КОЛОРИТ — система колоритных тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство.

КОМПОЗИЦИЯ — построение художественного произведения, взаимное расположение его частей.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА — изображения, выполняемые из одинаковых мелких элементов, составляются набором на пульте компьютера.

КОНТРАПОСТ — контрастное расположение симметричных или противостоящих друг Другу частей человеческого тела.

КОНТРАСТ — противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся качеств, важное выразительное средство пластических искусств.

КОНТУР — линия, очерчивающая предмет или его детали, средство художественной выразительности.

КОПИЯ — точное воспроизведение художественного произведения,

КОРПУСНАЯ ЖИВОПИСЬ — письмо плотным, непрозрачным, сравнительно толстым слоем краски.

КРАКЕЛЮР — растрескивание фунта, красочного слоя или лака картины.

КРАСКИ — жидкие, тестообразные или твердые вещества и составы, обладающие хорошей окрашивающей способностью. Известны бистр, охра, сепия и др.

КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА — один из двух основных видов скульптуры.

ЛАК — раствор бесцветных природных смол в высыхающих растительных маслах, скипидаре и др., на разных этапах создания произведения используемый художником.

ЛЕВКАС — грунт иконы и фрески.

ЛЕПКА — процесс создания скульптурного произведения из пластически податливого материала — глины, пластилина, воска.

ЛЕССИРОВКА — нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх просохшего плотного слоя.

ЛИНИЯ — одно из важнейших выразительных и изобразительных средств в пластических искусствах.

ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА - прямая, научная перспектива, изображение объемного предмета на плоскости геометрическим методом центральной проекции.

ЛИЧНОЕ ПИСЬМО — в иконописи совокупность приемов изображения и самоизображения ликов и других открытых частей тела.

ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ — основной и неизменный, характеризующий окраску самого предмета.

МАЗОК — след кисти на поверхности красочного слоя.

МАНЕРА — совокупность индивидуальных стилистических и технических особенностей в творчестве художника.

МАРИНА — картина, на которой изображен морской пейзаж.

МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ — живописная техника, основанная на применении растительного масла в качестве связующего вещества.

МАСТЕРСКАЯ— 1) помещение для работы художника; 2) состав учеников, занимающихся у одного художника.

МАСТЕРСТВО — высокая степень художественного совершенства в создании произведений искусства.

МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА — самый распространенный вид скульптуры, отличается малыми размерами.

МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — исторически сложившаяся совокупность принципов художественно-образного мышления в искусстве.

МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ — техника монументально-декоративной живописи, в которой связующим веществом служит растворимое стекло.

МИНИАТЮРА — художественное произведение малых размеров, отличающееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью технических приемов.

МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ — техническая разновидность масляной живописи, требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов (подмалевок, прописки, лессировка), разделенными перерывами для полного просыхания краски.

МОДЕЛИРОВКА — выявление объемно-пластических и пространственных свойств предметного мира в произведении искусства посредством светотеневых градаций (в живописи, графике) или пластической обработки трехмерных форм (в скульптуре).

МОДЕЛЬ — 1) человек, позирующий художнику; 2) скульптурный оригинал (из гипса или воска), с которого снимается форма (слепок) для перевода оригинала в твердый материал, для отливки или увеличения.

МОЗАИКА — разновидность монументальной живописи; изображения и орнамент составляются из простейших цветовых элементов - кусочков разноцветных натуральных камней и стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов.

МОЛЬБЕРТ — деревянный или металлический станок для живописи, на котором укрепляется подрамник с холстом, картон, доска и др. на различной высоте и часто с различным наклоном.

МОНОХРОМИЯ — использование одного цвета.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ — ряд живописи, непосредственно связанный с архитектурными сооружениями или специальными конструкциями. К ней относят фрески, мозаики, панно, витражи, сграффито и т. п.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА — род скульптуры, первоначально имевший культовое, затем мемориальное назначение, памятники, мемориальные ансамбли, монументы, статуи, бюсты, рельефы, рассчитанные на восприятие с больших расстояний.

МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА — оформляет фасады и интерьеры зданий, композицию мостов, триумфальных арок, фонтанов, беседок и др.

МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ — качество произведений искусства, достигаемое высокой мерой художественного обобщения, придающей им величие, общественную значимость.

МОТИВ — элемент художественного произведения как носитель определенного характера, образа, содержания.

МУШТАБЕЛЬ — легкая длинная деревянная палочка с шариком на конце, служащая опорой для руки, держащей кисть.

НАБРОСОК — рисунок, живопись или скульптура небольших размеров, быстро исполненные, чтобы зафиксировать наблюдение или замысел художника.

НАПРАВЛЕНИЕ в искусстве — эстетическая категория, обозначающая принципиальную общность художественных явлений на протяжении длительного времени.

НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ — знаки или изображения, выполненные древними людьми на скалах, в пещерах, на отдельных камнях. Их разновидности — петроглифы, писаницы.

НАСЛЕДИЕ — произведения искусства прошлых эпох, изучение и критическое освоение которых служат исходным пунктом для дальнейшего развития искусства.

НАТУРА — предметы и явления окружающего мира, живые существа, которые изображает или может изобразить художник, наблюдая их как модель.

НАТУРЩИК, натурщица — модель, позирующая художнику; профессиональное занятие.

НИМБ — в христианском и буддийском искусстве условное изображение в виде круга сияния вокруг человеческой головы, символ святости.

НОВАТОРСТВО — коренное изменение образной системы, ведущих идей, содержания и формы искусства.

НОРМАТИВНОСТЬ — ориентация на непреложное правило, норму; присуща любой художественной культуре, устанавливающей канон религиозного, социального, идеологического характера.

НЮАНС, ОТТЕНОК — тонкое различие, градация цветового или светотеневого тона.

ОБРАЗ художественный — способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством субъективных и объективных начал художественного творчества, его чувственных и смысловых аспектов; результат художественного обобщения.

ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА — вид линейной перспективы; условная система построения пространства, в которой изображение распластывается на плоскости, предметы представлены видимыми с нескольких точек зрения и увеличиваются по мере их отдаления от зрителя, а пространство разделяется на самостоятельную зону.

ОЛЕОГРАФИЯ — многоцветная литография, рассчитанная на воспроизведение масляной живописи.

ОПИСЬ — в иконе и фреске очерчивающие формы тонкие коричневые или красные линии, завершающие работу.

ОРИГИНАЛ — 1) подлинное художественное произведение; 2) образец для копии.

ОРНАМЕНТ — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или изобразительных элементов. Видами орнамента являются гротески, меандр, арабеска и др. Широко распространены орнаментальные ленты, розетты, сетчатые орнаменты.

ОСНОВА — материал, на который наносятся грунт и красочный слой живописи: дерево, холст, металл, картон, бумага, стекло, линолеум и др.

ПАВОЛОКА — в иконе кусок холстины, приклеенный к поверхности доски, перед нанесением левкаса.

ПАЛИТРА — небольшая тонкая овальная или четырехугольная доска для смешения красок.

ПАННО — 1) живописное произведение, декоративного назначения, постоянно прикрепленное к стене архитектурного интерьера; 2) часть стены, выделенная обрамлением и заполненная живописью или рельефом.

ПАНОРАМА — синтетический вил искусства, рассчитанный на создание зрительной иллюзии, эффекта присутствия при изображенном событии; круговая лента-картина и расположенный перед ней предметный план.

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА — вид перспективы, в котором параллельные линии изображаются как параллельные; точка их пересечения (центр проекции) перенесена в бесконечность. Характерна для дальневосточной живописи.

ПАСПАРТУ — лист бумаги, картона, оргалита и т. п. с вырезанным в его середине отверстием, создающий обрамление рисунка, акварели или гравюры.

ПАСТОЗНОСТЬ— в технике масляной живописи, темперы, живописи с синтетическими красками значительная толщина красочного слоя, использованная как художественное средство; проявляется в неровности красочного слоя, пластичном мазке.

ПЕРЕВОД — 1) перенос основных контуров изображения с подготовительного рисунка на холст, гравюрную доску, штукатурку; 2) в реставрации живописи перенесение красочного слоя на новую основу.

ПЕРО — инструмент для рисования жидким красящим веществом.

ПЕРСПЕКТИВА — системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя.

ПИНАКОТЕКА — хранилище произведений искусства.

ПЛАКАТ — вид графики; изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, выполненное в агитационных, рекламных и учебных целях.

ПЛАСТИКА — 1) то же, что скульптура; 2) определение объемно-пространственных достоинств скульптурных произведений.

ПЛАСТИЧНОСТЬ — художественная выразительность объемной формы, гармоническое соотношение ее частей и целого, эстетическое совершенство моделировки.

ПЛЕНЭР — живопись на открытом воздухе; отражение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных, природных условиях.

ПОВТОРЕНИЕ — авторская копия художественного произведения в размере оригинала.

ПОДДЕЛКА — произведение искусства, созданное с целью выдать его за ценное произведение прошлой эпохи или известного мастера.

ПОДЛИННИК — 1) оригинальное художественное произведение; 2) в иконописи — сборник образцовых рисунков (прорисей) или подробных наставлений иконописцу

ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ — имитация особенностей искусства ранее работавшего художника, стиля или направления в искусстве прошлого.

ПОЛИПТИХ — 1) несколько картин, связанных замыслом, единством композиционного и цветового строя; 2) складень из пяти и более частей с рельефными или живописными изображениями.

ПОЛИХРОМИЯ - многоцветность.

ПОНОВЛЕНИЯ — неавторские прописки, закрывающие подлинную живопись в отдельных местах ее поверхности.

ПОЧЕРНЕНИЕ — изменение цветовых свойств краски с ослаблением ее светосилы в результате физико-химических изменений в красочном слое.

ПРИЕМ — присущий художнику или художественной школе технический способ решения частной задачи.

ПРОМЫВКА — в реставрации живописи освобождение поверхности картины или рамы от пыли и копоти.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА — вид прикладной художественной графики; обслуживает сферу производства и сбыта промышленной продукции (товарные ярлыки, фирменные знаки, издательские марки, упаковка, рекламные издания) и сферу управления производства (бланки, конверты).

ПРОПОРЦИЯ — соотношение величин частей художественного произведения между собой, а также каждой части с произведением в целом.

ПРОФИЛЬ — в изображении боковое положение головы, фигуры в целом, предмета; в узком смысле слова — внешний контур лица при боковой точке зрения.

ПРЯМАЯ РУБКА — высекание скульптуры из мрамора или других пород камня непосредственно автором скульптуры.

ПУАНТИЛИЗМ — прием в живописи: письмо раздельными четкими мазками, наносящими на холст чистые краски в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя.

ПУТТИ — дополняющие и украшающие композицию изображения эротов (амуров), гениев или ангелов в виде обнаженных (часто крылатых) мальчиков; излюбленный мотив в искусстве Возрождения.

РАЗМЫВКА — 1) техника работы кистью с обильным применением воды; 2) вид литографии.

РАКУРС — сокращение реальных или изображаемых фигур, предметов по законам перспективы в соответствии с выбранной точкой зрения.

РАМА — оформление произведения живописи и графики, фотографии по периметру с целью выделить изображение из окружения.

РАСТВОРИТЕЛЬ — жидкость для разжижения красок и лаков и для смывки красочного слоя.

РАСТУШЕВКА — растирание на листе бумаги линий и штрихов, сделанных карандашом.

РЕЛЬЕФ — один из видов скульптуры; его объемные формы располагаются на плоскости и ориентируются на нее; может углубляться в плоскость фона — углубленный рельеф (его разновидности — контррельеф и койланоглиф) и выступать над нею — выпуклый рельеф (барельеф и горельеф).

РЕПЛИКА — копия художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами и второстепенными деталями, выполненная автором, при его участии и пол его наблюдением.

РЕСТАВРАЦИЯ — укрепление и восстановление поврежденных произведений искусства.

РЕТУШЬ — частичные исправления изображения.

РИСУНОК — изображение на какой-либо поверхности, сделанное от руки сухим или жидким красящим веществом с помощью графических средств — контурной линии, штриха, пятна.

РИТМ — чередование соизмеримых элементов целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой; один из главных законов пластических искусств.

РОСПИСЬ — живопись (орнаментальная или сюжетная), украшающая архитектурные сооружения либо предметы, изделия народного искусства, художественного ремесла или художественной промышленности.

СВЕТ — наиболее освещенные части художественного произведения.

СВЕТОСИЛА — степень относительной светлоты единичного цветового тона; воспринимается через соотношение с другими тонами как элемент светотени.

СВЕТОТЕНЬ — распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду.

СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО — входит в состав краски и определяет все ее специальные свойства, за исключением цвета.

СГРАФФИТО — способ монументальной живописи и декоративной отделки стен: рисунок, выполненный процарапыванием хорошо высохшей светлой краски, покрывающей темный штукатурный слой.

СЕАНС — время работы художника в пределах одного дня без длительного перерыва, перемены модели и задания.

СИГНАТУРА — подпись художника на картине

СИЛУЭТ — плоскостное однотонное изображение предмета на фоне другого цвета.

СИМВОЛ — разновидность художественного образа, указывает на смысл; слит с художественным образом, но не тождествен ему.

СКЛАДЕНЬ — створчатая икона или мощевик, выполненные в технике темперной живописи, резьбы по кости или дереву либо в металле. Двухчастный складень называется диптих, трехчастный — триптих.

СКУЛЬПТУРА — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещаются в реальном пространстве.

СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ, мелкая пластика — небольшие фигурки: статуэтки, игрушки.

СЛЕПОК — точная копия скульптурного оригинала, выполненная механическим способом посредством холодной отливки, обычно из гипса.

СОУС — материал для рисования, состоящий из очень мелкого и мягкого черного порошка с примесью клея.

СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО — произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер, свободные от прямых утилитарных функций и не предназначенные для вхождения в ансамбль в качестве его составной неотъемлемой части.

СТАНОК скульптурный — приспособление для работы скульптора; представляет собой треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которой располагается создаваемое произведение круглой скульптуры.

СТАФФАЖ — небольшие фигуры людей и животных, включенные в пейзажную композицию.

СТИЛИЗАЦИЯ — 1) декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема; 2) имитация образной системы и формальных особенностей одного из стилей прошлого, использованных в новом художественном контексте.

СТИЛЬ — устойчивое единство художественной образной системы выразительных средств искусства.

СТУДИЯ — 1) помещение (мастерская, ателье) для работы художника, скульптора, фотографа; 2) самостоятельное учебное заведение для подготовки живописцев и скульпторов.

СФУМАТО — прием в живописи, мягкость моделировки.

ТАБЛЕТКА — икона Небольшого размера, обычно двусторонняя.

ТАНКА — тибетская и монгольская икона в форме свитка, выполненная на загрунтованном холсте.

ТЕМПЕРА — эмульсионные краски; картина, написанная такими красками.

ТЕНЬ — наименее освещенные части художественного произведения.

ТЕМА — в изобразительном искусстве объект художественного изображения, круг жизненных явлений, проблем, идей, положенных в основу художественного произведения.

ТЕХНИКА — совокупность навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.

ТЕЧЕНИЕ — художественная общность, объединяющая приверженнее одного из вариантов стиля или направления.

ТИПАЖ — выбор модели по общим признакам, которые считаются присущими какой-либо группе людей.

ТОН — 1) исходный, простейший элемент светотени в натуре и в художественном произведении; 2) исходный простейший элемент цвета, колорита в действительности и в произведении искусства; 3) общий светотеневой строй художественного произведения или мотива, определяемый регистром светотени (шкалой светотеневых градаций); 4) общий цветовой строй художественного произведения или мотива, основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета картины и сообщающий единство колориту.

ТОНАЛЬНОСТЬ — общий строй колорита или светотени в произведениях живописи и графики.

ТОНДО — станковое живописное произведение или структурный рельеф, имеющие круглую форму.

ТОНИРОВАНИЕ — подцветка поверхности художественного произведения.

ТРАДИЦИЯ — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение навыки, правила, обычаи.

ТРАФАРЕТ — приспособление для переноса изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение одного и того же мотива: пластина с отверстиями, через которые красящая масса наносится на материал.

ТУШЬ — черная краска, не теряющая интенсивности тона со временем.

УСЛОВНОСТЬ — свойство искусства, состоящее в неотождествленности его произведений явлениям изображаемой в них действительности.

ФАКТУРА — характер поверхности художественного произведения, ее обработки.

ФОН — глубинные, менее значимые части изобразительной или орнаментальной композиции.

ФОРМА — предназначенный для отливки копий, слепков, скульптур их объемный оттиск, обычно изготовляемый из гипса.

ФОРМОВКА — процесс изготовления форм.

ФРАГМЕНТ — элемент картины.

ФРЕСКА — живопись по сырой штукатурке водяными красками.

ФРОНТАЛЬНОСТЬ — изображение человека, животного, здания, предмета лицом, фасадом, передней плоскостью, прямо расположенными к зрителю; расположение композиции прямо перед зрителем, параллельно нижней линии картины, рельефа, листа.

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ — 1) специфическая особенность отражения действительности в искусстве, отличающая его от других форм общественного сознания; 2) степень эстетического совершенства художестве иного произведения.

ХУДОЖНИК — 1) творческая личность, искусник, мастер; 2) человек, профессионально работающий в области изобразительных искусств.

ЦВЕТ — 1) свойство материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра; 2) цветовой тон, определяющий своеобразие и природу каждого данного цветового оттенка вместе со светлотой, яркостью и насыщенностью цвета.

ШЕДЕВР — высшее достижение искусства, мастерства.

ШКОЛА — длительное художественное единство, преемственность принципов и методов.

ШЛИФОВКА — гладкая обработка поверхности, завершающая процесс высекания из камня скульптуры.

ШТРИХ — линия, выполняемая одним движением руки, основной элемент техники рисования.

ШТРИХОВКА — система штрихов, позволяющая передавать пространство, выявлять объем но пластические свойства предметов и их фактуру, создавать выразительные эффекты динамики, света и тени.

ЭКСПРЕССИЯ — выразительность произведения.

ЭСКИЗ — предварительный набросок картины, рисунка; художественное произведение вспомогательного характера.

ЭСТАМП — оттиск с печатной формы (гравюра, литография, шелкография, монотипия).

ЭТЮД — предварительное изображение предмета с натуры; художественное произведение вспомогательного характера.

ЭТЮДНИК — ящик с принадлежностями для живописи и местом для этюда.

Категория: Мої статті | Добавил: barbados (20.12.2010)
Просмотров: 2547 | Теги: основные понятия
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Светлана Крохмалёва© 2024 | Бесплатный хостинг uCoz