Для того чтобы писать пейзажные этюды на природе, надо иметь хороший этюдник со всеми необходимыми принадлежностями, складной стул, зонт, грунтованные листы картона или холсты на подрамниках. Если ваш этюдник не имеет специальных выдвижных ножек, то для больших холстов понадобится легкий складной мольберт.
В начале обучения пейзажной живописи рекомендуется писать односеансные этюды. Размеры односеансных этюдов не должны быть крупными. Удобнее всего их писать на загрунтованном картоне, укрепленной на внутренней стороне крышки этюдника. Рисунок пейзажного этюда чаще всего выполняют тонкой колонковой кистью. Краска должна быть разжиженной и неяркой по цвету (одна из коричневых красок или ультрамарин, но не в коем случае ни черная). Следует помнить, что карандаш или краска будут примешиваться при наложении цвета и грязнить его. В рисунке надо добиваться правильного определения пропорций и конструктивного строения, но не следует мельчить его излишними подробностями, которые будут сковывать работу кистью.
Перед началом работы надо постараться увидеть законченный этюд и подумать, как лучше определить основные цветовые соотношения. Нельзя писать до конца только одну какую-нибудь часть этюда, когда не определена цветовая раскладка других больших поверхностей. На колорит большое влияние оказывает цвет неба. Особенно заметно он влияет на окраску тех теневых поверхностей, на которые попадают его рефлексы. На тех поверхностях куда не попадают рефлексы неба, видно влияние световых лучей., отраженных от земли, построек, деревьев. Когда по небу плывут небольшие облака, на земле будут видны тени от них. Первый план может быть затенен, а даль освещена или наоборот.
Начинающего пейзажиста часто сбивает изменчивость освещения, но надо твердо соблюдать установленное в начале этюда распределение светотени. Белые облака, белый снег, белые стены нельзя писать просто белой краской, так как та или иная цветовая характеристика будет зависеть от освещения и воздействия цветовых рефлексов. В тех случаях, когда на фоне светллго неба надо передать массу тонких веток без листьев, можно сначала их проложить их нужным цветом, а поверх небольшими мазками сделать просветы.
|