Абстракционизм (произошло от лат. abstractio –
удаление, отвлечение) – направление искусства, отказавшееся от
приближенного к действительности изображения форм в живописи и
скульптуре. Одна из целей абстракционизма – достижение гармонии,
создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы
вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Главными представителями
абстракционизма были: Василий Кандинский (1866-1944), Пабло Пикассо
(1881-1973).
Авангардизм (произошло от фр. avant-garde –
передовой отряд) – совокупность экспериментальных, модернистских,
подчеркнуто необычных, поисковых начинаний в искусстве 20 века.
Авангардными направлениями являются: фовизм, кубизм, футуризм,
экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, акционизм, поп-арт,
концептуальное искусство.
Академизм (от фр. academisme)- направление в
европейской живописи XVI-XIX веков. Основывалось на догматическом
следовании внешним формам классического искусства. Последователи
характеризововали этот стиль как рассуждение над формой искусства
древнего античного мира и эпохи Возрождения. Академизм восполнял в себе
традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры,
компенсируя при этом норму красоты. В этом стиле писали Аннибале,
Агостино и Лодовико Карраччи.
Акционизм (от англ. action art – искусство действия)
– хэппенинг, перформанс, эвент, искусство процесса, искусство
демонстрации и ряд других форм возникших в авангардистском искусстве
1960-х годов. В соответствии с идеологией акционизма художник должен
заниматься организацией событий, процессов. Акционизм стремится стереть
грань между искусством и действительностью.
Алла прима (аля прим) (произошло от итал. alla prima
– в первый момент) – разновидность техники масляной живописи,
предусматривающая выполнение картины (или её фрагмента) за один сеанс,
без предварительных прописок и подмалевка.
Ампир (произошло от франц. empire – империя) – стиль
в архитектуре и декоративном искусстве возникший во Франции в начале
XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Ампир – финал
развития классицизма. Для воплощения величества, изысканности, роскоши,
мощи и воинской силы Ампиру характерно обращение к античному искусству:
дрепнеегипетским декоративным формам (военные трофеи, крылатые
сфинксы…), этрусским вазам, помпейской росписи, греческому и римскому
декору, ренессансных фрескам и орнаментам. Главным представителем этого
стиля был Ж.Л.Давид (картины "Клятва Горациев” (1784), "Брут” (1789))
Анималистика (произошло от лат. animal – животное) –
жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом
изображения являются животные.
Аппликация (произошло от лат. applicatio –
прикладывание) – способ создания орнаментов, изображений путём
наклеивания на холст разноцветных кусочков какого-либо материала.
Ар нуво (от фр. art nouveau, буквально – новое
искусство) – распространённое во многих странах (Бельгия, Франция,
Англия, США и др.) название стиля модерн. Самый известный художник этого
направления живописи: Альфонс Муха.
Арт деко (от фр. art deco, сокр. от decoratif)-
направление в искусстве в середине 20 века, обозначившее синтез
авангарда и неоклассицизма, пришло на смену конструктивизму.
Отличительные признаки этого направления: усталость, геометрические
линии, роскошь, шик, дорогие материалы (слоновая кость, крокодиловая
кожа). Самым известным художником этого направления является Тамара де
Лемпицка (1898-1980).
Аэрография - техника живописного письма аэрографом
(в переводе воздушная кисть – прибор для тонкого распыления краски
сжатым воздухом) по трафарету.
Барокко (произошло от итал. barocco – странный,
причудливый или от порт. perola barroca – жемчужина неправильной формы,
существуют и другие предположения о происхождении этого слова) –
художественный стиль в искусстве позднего Возрождения. Отличительные
признаки этого стиля: преувеличенность размеров, изломанность линий,
обилие декоративных подробностей, тяжесть и колоссальность.
Батальный жанр (произошло от фр. bataille – битва) –
жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны:
сражения, военные походы.
Бытовой жанр (жанровая живопись) – жанр
изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из
повседневной жизни человека без прикрас.
Ведута – жанр Венецианской живописи 18 века, в котором изображается
городской пейзаж в виде панорамы, с соблюдением масштаба и пропорций.
Великий представитель этого стиля в живописи – венецианский художник
Каналетто (1697-1768). В России родоначальником архитектурной ведуты
были живописцы Ф.Я.Алексеев, М.Н.Воробьёв, С.Ф.Щедрин.
Возрождение, или Ренессанс (от фр.
renaissance, итал. rinascimento) – эпоха в истории культуры Европы,
пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре
нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи – XIV-XVI века.
Отличительная черта эпохи возрождения – светский характер культуры и её
антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его
деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы
её «возрождение» – так и появился термин. Рисуя картины традиционной
религиозной тематики, художники начали использовать новые художественные
приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем
плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными,
оживленными. Это резко отличало их творчество от предыдущей
иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.
Наиболее известные художники этого периода: Сандро Боттичелли
(1447-1515), Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль Санти (1483-1520),
Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Тициан (1477-1576), Антонио
Корреджо (1489-1534), Иероним Босх (1450-1516), Альбрехт Дюрер
(1471-1528).
Геометрический абстракционизм – вид абстрактного искусства, композиции которого построены из ограниченного набора правильных форм и основных цветов.
Гиперреализм (фотореализм) – стиль в живописи и
скульптуре, основанный на фотореализации объекта. Гиперреализм возник в
США в середине 20 века. Главная цель гиперреализма показать
действительность.
Городской пейзаж (архитектурный пейзаж) – жанр
изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения
являются городские улицы, здания.
Готика (произошло от итал. gotico – непривычный,
варварский) – период в развитии средневекового искусства, охватывавший
почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной,
Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика завершила
развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе
достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения искусство
средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было
культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к
высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика
в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета,
Позднюю готику.
Графика - искусство изображения предметов контурными
линиями и штрихами. Иногда в графике допускается применение цветных
пятен, но здесь они играют вспомогательную роль.
Гризайль (произошло от фр. grisaille, от gris –
серый) – вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках
какого-либо одного цвета (чаще серого). Гризайль применяется с 17 века,
широко распространена в росписях интерьеров классицизма, главным образом
как имитация скульптурного рельефа.
Дадаизм (произошло от фр. dadaisme, dada –
деревянная лошадка; в переносном смысле – бессвязный детский лепет) –
модернистское литературно-художественное течение 1916-1922 годов, для
которого характерны сознательный иррационализм и демонстративный
антиэстетизм. Зародился во время Первой мировой войны в Цюрихе
(Швейцария), как реакция на последствия войны, жестокость которой, по
мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм
и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и
конфликтов. Исходя из этого, дадаисты считали, что современную
европейскую культуру необходимо уничтожить через разложение искусства.
Самые известные дадаисты: Ханс Арп (1886-1966), Марсель Дюшан
(1887-1968), Макс Эрнст (1891-1976), Филипп Супо (1897-1990), Тристан
Тцара (1896-1963).
Декоративная живопись – живопись, созданная с целью украшения интерьера или дополнения к дизайну помещения.
Импрессионизм (произошло от фр. impression –
впечатление) – направление в европейской живописи, зародившееся во
Франции в середине 19 века. Импрессионисты избегали всяких подробностей в
рисунке и пытались уловить общее впечатление от того, что видит глаз в
конкретный момент. Этого эффекта они достигали при помощи цвета и
фактуры. Самые известные художники этого направления живописи: Мане,
Ренуар, Сезанн, Дега, Моне, Писсарро.
Исторический жанр – жанр изобразительного искусства,
посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально
значимым явлениям в истории общества.
Каприччо (от итал. capriccio, буквально – каприз,
прихоть) – архитектурный пейзаж-фантазия. Самые известные художники
писавшие каприччо: Франческо Гварди, Антонио Каналетто.
Карикатура (произошло от итал.caricare –
преувеличивать) – особый жанр изобразительного искусства, объединяющий
изображения, в которых: сознательно создается комический эффект;
соединяется реальное и фантастическое; преувеличиваются и заостряются
характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей и др.
Китч, кич (от нем. kitsch – бесвкусица) – термин,
обозначающий одно из наиболее одиозных явлений массовой культуры,
синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется
экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. По сути,
китч – разновидность постмодернизма. Китч – это массовое искусство для
избранных. Произведение, принадлежащее к китчу, должно быть сделано на
высоком художественном уровне, в нем должен быть увлекательный сюжет, но
это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная
подделка под него. В китче могут быть глубокие психологические коллизии,
но там нет подлинных художественных открытий и откровений.
Классицизм (произошло от лат. classicus –
образцовый) – художественный стиль и эстетическое направление в
европейской литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., одной из важных
черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и
искусства, как идеальному эстетическому эталону. Художественное
произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании
строгих канонов, тем самым, обнаруживая стройность и логичность самого
мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное и
неизменное. В каждом явлении он стремится распознать только
существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные
признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение
общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны
классицизм берет из античного искусства.
Концептуальное искусство (концептуализм) (от лат.
conceptus – мысль) – направление в модернизме 1970-х, 1980-х годов,
целью которого было создание произведений более или менее свободных от
материального воплощения "художественных идей”. Последователи
концептуализма в своих картинах заменяли изображение надписями,
диаграммами, схемами и т.п. При этом материальные средства выполняют
роль только возбудителя представлений, а предметом созерцания является
мысленная форма. Самые известные художники этого направления: Дж.Кошут
(основной теоретик), Д.Хюблер, Р.Берри, Я.Вильсон.
Конструктивизм – направление в советском искусстве
20-х гг. ХХ в. Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу
конструирования окружающей среды, активно направляющей жизненные
процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой
техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические
возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной
роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и
подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели
овеществление демократичности и новых отношений между людьми.
Космизм (от греч. kosmos – организованный мир, kosma
– украшение) – художественно-философское мировоззрение, в основе
которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как о
гражданине Мира, а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. Космизм
связан с астрономическими знаниями о Вселенной.
Кубизм (от фр. cubisme, произошло от cube – куб) –
модернистское течение в живописи начала 20 века, которое выдвинуло на
первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на
плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции
искусства. Слово "кубисты” было употреблено в 1908 и 1909 французским
критиком Л. Воселем как насмешливое прозвище группы художников,
изображавших предметный мир в виде комбинации геометрических тел или
фигур. Самый известный художник этого направления живописи: Пабло
Пикассо (1881-1973).
Лучизм - живописное направление в русском искусстве 1910-х гг. Придумали этот стиль М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова.
Лучизм это абстрактное искусство, основанное на вмещение световых спектров и светопередачи.
Маньеризм (от итал. manierismo, от maniera – манера,
стиль) – стиль в искусстве, основанный на усвоении манеры какого-нибудь
большого мастера или определенной художественной школы.
Метареализм (произошло от греч. meta – между, после,
через и геalis – вещественный, действительный) – реализм многих
реальностей, связанных непрерывностью метаболических превращений и
перемен состояний. Есть реальность, открытая зрению муравья, и
реальность, открытая блужданию электрона, и реальность, свёрнутая в
математическую формулу. Метареальный образ, метаморфоза, метабола –
способ взаимосвязи всех этих реальностей, утверждение их растущего
единства.
Минимализм (произошло от англ. minimal art –
минимальное искусство) – художественное течение, исходящее из
минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов,
простоты и единообразия форм, монохромности, творческого
самоограничения художника. Для минимализма характерен отказ от
субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классические
приемы и традиционные художественные материалы, минималисты используют
промышленные и природные материалы простых геометрических форм и
нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные,
конвейерные методы индустриального производства. Минимализм возник в США
в первой половине 60-х гг. Среди наиболее репрезентативных
минималистов: К. Андре, М. Бочнер, У. Де Мариа, Д. Флэвин, С. Ле Витт,
Р. Мэнголд, Б. Мэрден, Р. Моррис, Р. Раймэн.
Модерн (произошло от фр. moderne – новейший,
современный) – cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe
XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx
эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa
пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Его
отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в
пользу более естественных, природных линий. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo
интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx
кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa – oбилиe кpивoлинeйныx
oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe
фopмы. Художники, писавшие в стиле модерн: Поль Гоген (1848-1903),
Густав Климт (1862-1918).
Монументальная живопись – живопись на архитектурных
сооружениях и других стационарных основаниях. Основные техники
монументальной живописи – фреска, мозаика, витраж. Монументальная
живопись – древнейший вид живописи, известен с палеолита (росписи в
пещерах Альтамира, Ляско и др.). Благодаря долговечности, произведения
монументальной живописи остались практически от всех культур.
Морской пейзаж (марина) (произошло от фр. marine,
итал. marina, от лат. marinus – морской) – жанр изобразительного
искусства, изображающий морской вид. Яркий представитель этого жанра –
И.К.Айвазовский(1817-1900).
Натурализм (произошло от лат. naturalis – природный)
– направление в литературе и искусстве последней трети 19 века,
стремившееся к объективно точному и бесстрастному воспроизведению
наблюдаемой реальности. Считается, что натурализм воспроизводит
реальность без ее идейного осмысления, художественного обобщения,
критической оценки и отбора.
Натюрморт (в переводе с фр. – мертвая,
неодушевленная натура) – это художественное изображение различных
предметов быта. Ими могут быть: посуда, домашняя утварь, фрукты, овощи,
цветы, дичь или любое их сочетание. Самые известные школы в написание
натюрморта – фламандская и голландская, в которых по-своему решили
задачу передачи цвета и композиции.
Наивное искусство – изобразительные виды народного искусства; творчество художников-самоучек; а также самодеятельное искусство.
Неоклассицизм - термин, обозначающий художественные
явления последней трети XIX-XX вв., которым присуще обращение к
традициям античного искусства, искусства эпохи Возрождения или
классицизма. Возникновение неоклассицизма обусловлено стремлением
противопоставить некие "вечные” эстетические ценности тревожной и
противоречивой реальности. Самый известный художник этого направления
живописи: Адольф Вильям Бугро (1825-1905)
Новая вещественность (произошло от нем. neue
sachlichkeit) – течение в немецкой живописи и графике 1920-х годов,
представители которого стремились создать модель предельно ясного,
мистифицированно-предметного мира в преувеличенно четких, тщательно
детализированных формах. Возникшее как реакция на индивидуалистический
бунт и формальные крайности экспрессионизма, оно было связано с
очередной волной неоклассицизма в европейском искусстве. Самые известные
художники: Ж. Гросс, О. Дике, А. Канольт, Г. Шримпф, Э. Вигенер, К.
Гросберг.
Ню (произошло от фр. nu – нагой, раздетый) – один из
жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела,
преимущественно женского. В своём развитии ню тесно связан с
изображением обнажённого человеческого тела и воплощает идеал красоты
данной страны и эпохи. Ню зарождается в эпоху Возрождения в рамках
мифологического, аллегорического, исторического и бытового жанров.
Формирование ню как жанра происходит в 17 веке с распространением идей
сенсуализма: изображения нагого тела проникаются откровенно чувственным
началом.
Оп-арт (от англ. ор art, сокращение от optical art –
оптическое искусство) – неоавангардистское течение в изобразительном
искусстве, одна из поздних модификаций абстрактного искусства. В оп-арте
эффекты пространственного перемещения, слияния и "парения” форм
достигались введением резких цветовых и тональных контрастов,
ритмических повторов, пересечения спиралевидных и решетчатых
конфигураций, извивающихся линий.
Пейзаж (произошло от фр. paysage – страна,
местность) – жанр изобразительного искусства, в котором основным
предметом изображения является природа.
Примитивизм - стиль живописи, зародившийся в XIX-XX
веках. Примитивисты намеренно упрощали картину, делая её формы
примитивными, как народное искусство, творчество ребенка или
первобытного человека. Самыми известными художниками этого направления
являются Марк Шагал, Нико Пиросмани.
Поп-арт (произошло от англ. popular art –
популярное, общедоступное искусство или от pop – отрывистый звук, лёгкий
хлопок) – буквально: искусство, производящее взрывной, шокирующий
эффект – неоавангардистское направление в изобразительном искусстве. Поп
арт получил распространение со 2-й половины 1950-х гг. в США. Художники
этого направления воспроизводят буквально типичные предметы
современного быта (вещи домашнего обихода, упаковку товаров, фрагменты
интерьеров, детали машин…), популярные печатные изображения известных
личностей, вырезки из газет или включают эти предметы и изображения в
композиции. Самые известные художники поп арта: Джаспер Джонс, Роберт
Раушенберг и Энди Уорхол.
Портрет (произошло от фр. слова portrait) – это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира.
Постимпрессионизм (произошло то фр.
postimpressionisme, от лат. post – после и импрессионизм) – совокупность
направлений, возникших во французском искусстве во второй половине
1980-х годов и пришедших на смену импрессионизму. Началом
постимпрессионизма принято считать середину 1880-х, когда состоялась
последняя выставка импрессионистов и был опубликован Манифест символизма
(1886) поэта Жана Мореаса. Новые течения декларировали неприятие
эстетики импрессионизма и реализма. Их объединяла готовность передавать в
картинах не сиюминутные, но длительные, сущностные состояния жизни, как
материальные, так и духовные. Поиски шли различными путями: это и
пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), и символизм Поля Гогена.
Прерафаэлитизм (произошло от англ. pre перед и
raphaelitism – Рафаэль) – эстетико-мистическое направление в английской
поэзии и живописи во второй половине XIX в, образовавшееся в начале 50-х
годов с целью борьбы против условности в английском искусстве
викторианской эпохи, против академических традиций и слепого подражания
классическим образцам.
Пуантилизм (дивизионизм) (произошло от фр.
pointiller – писать точками) – направление неоимпрессионизма, письмо
раздельными четкими мазками в виде точек или мелких квадратов. Смешение
цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины
зрителем. Самые известные художники, писавшие в этом стиле: Жорж Сёра
(1859 – 1891), Поль Синьяк (1863-1935), Анри Матисс (1869-1954).
Реализм (произошло от лат. геalis – вещественный,
действительный) – направление в искусстве, характеризующееся
изображением социальных, психологических и прочих явлений, максимально
соответствующим действительности. Самые известные реалисты: Илья Репин,
Иван Шишкин, Василий Поленов, Василий Суриков, Исаак Левитан.
Регионализм (произошло от англ. regional – местный) –
течение в американской живописи 1930-х, 1940-х годов. Представители
регионализма: соединили в своем творчестве черты, свойственные
американскому примитивизму и немецкой новой вещественности; изображали
типичные сцены из истории и быта США, характерные американское
ландшафты; придавали формам острую экспрессию или холодно-отвлеченную
застылость.
Рококо (происходит от фр. rococo, rocaille) – стиль в
искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века.
Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя
на смену тяжеловесному барокко, рококо явился одновременно и логическим
результатом его развития, и его художественным антиподом. Со стилем
барокко рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если
барокко тяготеет к монументальной торжественности, то рококо
предпочитает изящество и лёгкость.
Романтизм (произошло от фр. romantisme) – идейное и
художественное направление в европейской и американской живописи конца
18 – начала 19 веков, выдвигавшее на первый план индивидуальность,
наделяя ее идеальными устремлениями. Романтизм выделял главенство
воображения и чувств. Его основная социально-идеологическая предпосылка –
разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном, промышленном,
политическом и научном прогрессе. Самые известные живописцы этого жанра:
Э. Делакруа, И.К. Айвазовский (1817-1900).
Сентиментализм (произошло от лат. sentiment –
чувство) – направление западного искусства второй половины XVIII.,
выражающее разочарование в цивилизации, основанной на идеалах разума.
Сентиментализм провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту
сельской жизни "маленького человека”. Идеологом сентиментализма
считается Ж.Ж.Руссо. Художники, писавшие в этом жанре: Я.Ф. Хаккерт,
Р.Уилсон, Т.Джонс, Дж.Форрестер, С.Дэлон.
Символизм (происходит от фр. symbolisme) – одно из
крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи),
возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на
рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.
Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и
само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление
новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом
для большинства современных направлений искусства. Художники символисты:
Обри Бердслей, Михаил Врубель.
Социалистический реализм (соцарт) – художественный
метод в искусстве, представляющий собой эстетическое выражение
социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной
эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.
Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание,
и основные художественно-структурные принципы искусства соц реализма.
Его возникновение и развитие связаны с распространением социалистических
идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения.
Спациализм (произошло от итал. spazio –
пространство) – концепция движения в искусстве, предлагающая
рассматривать живопись и скульптуру одним видом искусства, соединив в
нем цвет, звук, пространство, движение и время. Концепцию разработал Л.
Фонтана. Представители этого направления – ряд итальянских художников
поколения 1950-х гг., в 1960-е гг. – японец Аи-О, немец Х. П. Ретер и
др.
Станковая живопись – вид живописи, произведения
которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от
окружения. Буквально – живопись, созданная на станке (мольберте). В
отличие от монументальной, произведение станковой живописи создаётся на
нестационарном основании: холсте, картоне, доске, бумаге, шелке.
Супрематизм (произошло от лат. supremus – высший,
высочайший, первейший) – направление авангардного искусства первой трети
20 века, создателем и главным представителем которого был русский
художник Казимир Малевич.
Сюрреализм (произошло от фр. surrealisme – сверх +
реализм) – одно из направлений модернизма. Сюрреализм возник во Франции в
середине 20 века. Художники с фотографической точностью создавали
нелогичные, пугающие картины обычных предметов или использовали
нестандартную технику живописи, дающую возможность выразить подсознание.
Самые известные сюрреалисты: Сальвадор Дали (1904-1989), Рене Магритт
(1898-1967).
Ташизм (от фр. tache – пятно) – одно из названий
направления в абстракционизме 50-х годов. Ташизму – живопись пятнами,
которые: не воссоздают образов реальности; наносятся на холст быстрыми
движениями руки без заранее обдуманного плана; выражают бессознательную
активность художника. Наиболее яркие представители стиля: Жорж Матье,
Ханс Хартунг, Воле, Пьер Сулаж, Жан Базен, Эмилио Ведова, Асгер Йорн.
Фовизм (произошло от фр. fauvisme, от fauve – дикий,
хищный) – авангардистское течение во франц. живописи начала 20 века,
для которого характерны: предельно интенсивное звучание открытых цветов;
сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в
обобщенный контур; сведение формы к простым очертаниям при отказе от
светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Фyтypизм (произошло от итал. futurismo – будущее) –
тeчeниe в иcкyccтвe начала 20 века. Основные темы футуризма: достижения
техники и технический прогресс. Основоположниками футуризма были Балла
Джакомо, Джорш Северени, Боччони, Руссоло, Карра.
Фэнтези (от англ. fantasy – фантазия)- жанр
живописи, появившийся в начале XX века и основанный на использовании
мифологических и сказочных мотивов. Развитие живописи в жанре фэнтези
шло параллельно и схоже с развитием литературы, так как основная масса
художников рисовала обложки и иллюстрации к книгам и играм, а также
фантастические комиксы и коллекционные игровые карты. Самые известные
художники героического фэнтези: Борис Вальехо, Джулия Белл, Луис Ройо,
Фрэнк Фразетта.
Хуа Няо (в переводе с кит. птицы и цветы) – жанр китайской живописи, изображающий птицы и цветы
Шарж (произошло от фр. charge) – сатирическое или
добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором при
соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные
черты модели – разновидность карикатуры.
Шань шуй (в переводе с кит. горы и вода) – жанр китайской живописи, изображающий горы и водопады.
Шелкография (сериграфия) – вид художественной
трафаретной печати. Форма для шелкографии – шелковая сетка, натянутая на
раму; участки, свободные от рисунка, закрываются непроницаемым для
краски составом. Масляные или водяные краски продавливаются через сетку с
помощью эластичной пластины – ракеля на поверхность, воспринимающую
изображение. Шелкография отличается яркостью и декоративной красочностью
колорита, позволяет получать рельефные изображения. С помощью
шелкографии можно печатать качественные репродукции картин. Техника
шелкографии пришла в 20 в. в графику из китайской и японской печати на
тканях и развитие получила с 1930-х г. Шелкографию использовали Бен Шан,
Джэксон Поллок, Роберт Раушенберг, Фернан Леже, Виктор Вазарели.
Экспрессионизм (произошло от фр. expression –
выразительность) – модернистское течение в западноевропейском искусстве
начале 20 века, возникло как отклик на острейший социальный кризис – 1-ю
мировую войну. Идейной основой экспрессионизма стал протест против
уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства
крушения надежд. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и
пессимизм.
|